Эргашева Е. А. «История доктора»: цифровой медиапрорыв в развитии библиотек
Е. А. Эргашева. «История доктора»: цифровой медиапрорыв в развитии библиотек. Роль информaционно-библиотечных учреждений в инновaционном развитии общества: материалы международной научно-практической конференции (Ташкент, 14 мая 2025 г.).

«ИСТОРИЯ ДОКТОРА»: ЦИФРОВОЙ МЕДИАПРОРЫВ В РАЗВИТИИ БИБЛИОТЕК
Эргашева Екатерина Азаматовна
Государственная Научная медицинская библиотека Министерства здравоохранения Республики Узбекистан.
Главный библиотекарь Отдела Научной Медицинской информации.
Статья посвящена проекту «История доктора», который демонстрирует адаптацию библиотек к цифровой эпохе. Проект представляет собой серию видеоинтервью с врачами, которые делятся профессиональными и личными историями, подчеркивая роль библиотеки как центра культуры и образования. Рассматриваются аспекты цифровой трансформации, преимущества медийных технологий, а также вызовы и перспективы их внедрения. Обосновывается значимость таких инициатив для поддержания актуальности библиотек, привлечения новой аудитории и укрепления их социальной роли. Предлагаются рекомендации по масштабированию проекта и решению организационных трудностей.
Цель: Исследовать влияние проекта «История доктора» на изменение роли библиотек в условиях цифровой эпохи, оценить эффективность применения медийных технологий в библиотечной практике для расширения аудитории, повышения социальной значимости и сохранения культурного наследия, а также разработать рекомендации для дальнейшего развития подобных проектов на основе анализа их преимуществ, вызовов и перспектив.
Методы: Проведение полуструктурированных интервью с участниками проекта, анализ научной литературы, статей и монографий по вопросам цифровой трансформации библиотек, изучение видеоконтента проекта (интервью и коротких роликов) для выявления ключевых тем, сбор и анализ количественных данных, включая количество просмотров, число подписчиков на YouTube-канале библиотеки и демографические характеристики аудитории.
Ключевые слова: библиотеки, цифровая трансформация, медийная сфера, устная история, проект «История доктора», YouTube, информационное общество, социальные сети, культурное наследие, инклюзия.
"DOCTOR'S STORY": A DIGITAL MEDIA BREAKTHROUGH IN LIBRARY DEVELOPMENT
Ergasheva Ekaterina Azamatovna
State Scientific Medical Library of the Ministry of Health of the Republic of Uzbekistan.
Chief Librarian of the Department of Scientific Medical Information.
The article is dedicated to the "Doctor's Story" project, which showcases the adaptation of libraries to the digital era. The project consists of a series of video interviews with doctors who share professional and personal stories, highlighting the library’s role as a cultural and educational hub. It explores aspects of digital transformation, the advantages of media technologies, as well as the challenges and prospects of their implementation. The significance of such initiatives for maintaining the relevance of libraries, attracting new audiences, and strengthening their social role is substantiated. Recommendations are provided for scaling the project and addressing organizational challenges.
Objective: To investigate the impact of the "Doctor's Story" project on transforming the role of libraries in the digital era, to evaluate the effectiveness of integrating media technologies into library practices for expanding audiences, enhancing social significance, and preserving cultural heritage, and to develop recommendations for the further development of similar projects based on an analysis of their advantages, challenges, and prospects.
Methods: Conducting semi-structured interviews with project participants, analyzing scientific literature, articles, and monographs on the digital transformation of libraries, studying the project’s video content (interviews and short clips) to identify key themes, and collecting and analyzing quantitative data, including the number of views, subscribers to the library’s YouTube channel, and demographic characteristics of the audience.
Keywords: libraries, digital transformation, media sphere, oral history, "Doctor's Story" project, YouTube, information society, social networks, cultural heritage, inclusion.
Современные библиотеки переживают период трансформации под влиянием стремительного развития цифровых технологий и изменения способов потребления информации. Их традиционная функция хранилищ печатных материалов сменяется более активной ролью — центров общения, творчества и обмена знаниями. В условиях конкуренции с цифровыми платформами библиотеки вынуждены искать новые пути взаимодействия с пользователями, внедряя медийные технологии и переосмысливая свою миссию. Проект «История доктора», реализованный в одной из библиотек, является ярким примером такого подхода. В рамках проекта врачи делятся историями своего профессионального пути и связью с библиотекой, а их рассказы записываются в видеоформате и публикуются на YouTube. Статья анализирует значение этого проекта для библиотечной деятельности, его влияние на аудиторию и перспективы развития на основе научных данных и практического опыта.
Цифровая эпоха изменила подходы к доступу и восприятию информации. Исследования показывают, что более 85% пользователей интернета предпочитают визуальный контент, такой как видео, текстовым материалам [8]. Это создает вызов для библиотек, которым необходимо соответствовать новым ожиданиям аудитории. Как отмечает Власюк Л. И., «в информационном обществе библиотеки должны эволюционировать из хранилищ знаний в активных участников цифровой среды» [1]. Использование медийных технологий становится стратегическим инструментом, позволяющим библиотекам сохранять свою актуальность.
Проект «История доктора» демонстрирует эту трансформацию, сочетая традиционные ценности библиотек — сохранение знаний и поддержка интеллектуального развития — с современными каналами коммуникации. Такой подход позволяет привлекать новых пользователей и укреплять связь с существующей аудиторией, представляя библиотеку как инновационное и открытое пространство.
Концепция и реализация проекта
Проект «История доктора» основан на методологии устной истории, которая фиксирует личные рассказы для сохранения профессионального и культурного наследия [9]. Врачи различных специализаций приглашаются для участия и рассказывают о мотивации выбора профессии, профессиональных вызовах, личных ценностях и роли библиотеки в их жизни. Интервью записываются в двух форматах: длинные беседы (15–20 минут) и короткие ролики (до 3 минут), которые публикуются на YouTube-канале библиотеки с анонсами в социальных сетях.
Выбор видеоформата обусловлен его популярностью: в 2024 году YouTube насчитывает более 2,5 миллиарда активных пользователей ежемесячно [10]. Это позволяет проекту преодолевать географические ограничения и охватывать широкую аудиторию, включая тех, кто не может посетить библиотеку лично.
Преимущества проекта
Проект «История доктора» приносит библиотеке значительные преимущества, укрепляя её позиции в современном обществе. Видеоформат привлекает молодёжь и пользователей среднего возраста, ориентированных на визуальный контент, что способствует расширению аудитории. Публикация на YouTube обеспечивает доступность контента для жителей других регионов и стран, что подтверждается исследованиями о глобальном охвате видеоплатформ [7]. Это повышает репутацию библиотеки, так как истории врачей подчеркивают её интеллектуальный и профессиональный потенциал, позиционируя учреждение как центр притяжения для специалистов, что согласуется с выводами Савкиной С.В. о значении медийных технологий для имиджа библиотек [6].
Видеозаписи проекта формируют цифровой архив, который становится ценным ресурсом для исторических, социологических и медицинских исследований, продолжая традиции таких инициатив, как Oral History Association [9]. Онлайн-доступ с субтитрами обеспечивает инклюзивность, позволяя участвовать в проекте людям с ограниченными возможностями, пожилым и удалённым пользователям. Перевод контента на другие языки, например, английский или узбекский, может дополнительно расширить аудиторию.
Проект также усиливает образовательный потенциал: вдохновляющие истории врачей мотивируют зрителей и могут сопровождаться рекомендациями литературы, доступной в библиотеке, что стимулирует интерес к чтению и самообразованию. Подчеркивая вклад врачей в общество, особенно в контексте глобальных вызовов, таких как пандемия COVID-19, проект приобретает социальную значимость, формируя позитивное восприятие профессии и укрепляя роль библиотеки как института, объединяющего культурные, образовательные и общественные ценности.
Роль медиасферы в библиотечной практике
Интеграция медийных технологий в библиотечную деятельность подкреплена научными исследованиями и способствует адаптации библиотек к современным реалиям. Прежде всего, она усиливает образовательную функцию: видеоконтент, дополненный ссылками на научные ресурсы или тематические выставки, становится эффективным инструментом популяризации знаний. Это особенно важно в цифровой среде, где «медиа делают библиотеки проводниками информации» [2,6].
Проект способствует формированию сообщества, объединяя врачей, библиотекарей и зрителей через комментарии и обсуждения в социальных сетях, что укрепляет социальные связи. Уникальный контент повышает конкурентоспособность библиотек в перенасыщенном информационном пространстве и развивает навыки работы с искусственным интеллектом при редактировании фото- и видеоматериалов [4,5].
Работа с медиа также стимулирует профессиональное развитие сотрудников: освоение навыков съёмки, монтажа и продвижения контента повышает их квалификацию и открывает новые возможности для библиотечной деятельности. Экономическая эффективность подхода делает его привлекательным: использование бесплатных платформ, таких как YouTube, минимизирует затраты, а в долгосрочной перспективе проекты могут привлекать финансирование через спонсорство или гранты, обеспечивая устойчивость. Таким образом, медиасфера становится ключевым фактором трансформации библиотек, усиливая их образовательную, социальную и профессиональную роль.
Вызовы и решения
Проект сталкивается с рядом трудностей: ограниченные ресурсы для приобретения оборудования, недостаток технических навыков у сотрудников и конкуренция с профессиональными медиа. Для их преодоления предлагаются следующие решения:
- Организация обучения персонала через бесплатные онлайн-курсы (например, Coursera или YouTube Creator Academy).
- Постепенное приобретение оборудования или сотрудничество с местными организациями.
- Привлечение волонтёров или студентов для технической поддержки проекта.
В долгосрочной перспективе проект может стать самоокупаемым за счёт партнёрств с медицинскими учреждениями или грантовой поддержки.
Перспективы развития
- Проект имеет значительный потенциал для масштабирования. В будущем возможно:
- Привлечение представителей других профессий (учителей, учёных, деятелей культуры).
- Внедрение интерактивных форматов, таких как прямые трансляции или онлайн-дискуссии.
- Создание тематических плейлистов, например, «Медицина в кризисные времена» или «Женщины в профессии».
- Эти меры повысят вовлечённость аудитории и сделают контент более структурированным.
Заключение
Проект «История доктора» демонстрирует успешную адаптацию библиотек к условиям цифровой эпохи. Использование медийных технологий позволяет привлекать новую аудиторию, обогащать культурное пространство и создавать диалог между традициями и современностью. Успех проекта подтверждает, что библиотеки могут оставаться актуальными, сохраняя свою миссию и открывая новые возможности для взаимодействия с обществом.
Список использованной литературы
- Власюк, Л. И. Стратегические возможности библиотек в эпоху цифровизации и экономики впечатлений / Л. И. Власюк, И. З. Чхотуа, А. С. Хворостяная // Стратегирование: теория и практика. — 2022. — № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-vozmozhnosti-bibliotek-v-epohu-tsifrovizatsii-i-ekonomiki-vpechatleniy (дата обращения: 08.04.2025).
- Искусственный интеллект в библиотечном деле: возможности и перспективы [Электронный ресурс] // Einfolib.uz. — URL: http://einfolib.uz (дата обращения: 08.04.2025).
- Лисовский, В. Г. Применение технологий искусственного интеллекта в библиотечно-информационной сфере / В. Г. Лисовский // Информационные технологии и библиотечное дело. — 2019. — № 1. — С. 44–50.
- Ратнер, Н. П. Проблема приватности и защиты данных в контексте искусственного интеллекта, вопросы этики / Н. П. Ратнер // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. — 2023. — № 12 (110). — URL: https://7universum.com/ru/economy/archive/item/16199 (дата обращения: 08.04.2025).
- Сабденова, Г. Е. Искусственный интеллект в библиотеках: опыт историко-сравнительного анализа / Г. Е. Сабденова, Ж. Т. Космырза // Вестник КазНУ. Серия историческая. — 2024. — Т. 113, № 2. — С. 197–206.
- Савкина, С. В. Мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт / С. В. Савкина // Библиосфера. — 2022. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multimediynye-produkty-v-bibliotechno-informatsionnom-obsluzhivanii-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 08.04.2025).
- Cunningham, S. Students and Their Videos: Implications for a Video Digital Library / S. Cunningham, D. Nichols, J. Bowen // Digital Libraries: Research and Development. — 2016. — P. 37–42. — DOI: 10.1007/978-3-319-49304-6_5.
- Global Web Index. Digital Trends 2023 Report / GWI. — London: GWI, 2023. — 120 с.
- Thompson, P. The Voice of the Past: Oral History / P. Thompson. — 4th ed. — Oxford: Oxford University Press, 2017. — 368 с.
- YouTube Official Blog. YouTube Statistics 2024 [Электронный ресурс] // URL: https://blog.youtube/press (дата обращения: 08.04.2025).
Какова ваша реакция?






