Вопросы правового регулирования телемедицины в Республике Узбекистан

Вопросы правового регулирования телемедицины в Республике Узбекистан
Гафурова Н. Э.
Issues of Legal Regulation of Telemedicine in the Republic of Uzbekistan/Gafurova Nozimakhon Eldarovna
Аннотация.
В данной статье представлен обзор развития электронного здравоохранения в Узбекистане, а также правового регулирования телемедицины как на глобальном, так и на национальном уровнях. В статье выявлены существующие барьеры и проблемы, требующие решения, проанализированы международные документы, составляющие основу глобального цифрового здравоохранения, и рассмотрен передовой опыт таких стран, как Япония и США. Представлен обзор опыта Узбекистана в развитии цифрового здравоохранения, как одной из отраслей цифровой экономики государства, а также рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы. На основе правовых и политических основ разработаны практические предложения по развитию комплексной системы цифрового здравоохранения, выявляющей и устраняющей пробелы и барьеры.
Введение
Телемедицина становится всё более распространённой в нашем лексиконе в последние годы. Хотя телемедицина развивалась в некоторых государствах после Второй мировой войны, впервые она появилась в Центральной Азии, в Республике Узбекистан, после 1990-х годов. В результате беспрецедентной и глобальной пандемии, революционное развитие телемедицины наблюдается во всём мире. Вследствие пандемии COVID-19 наш привычный мир, образ жизни и национальные системы здравоохранения пострадали, что заставило мировое сообщество пересмотреть существующую медицину и её правовую базу. Медицинские учреждения и персонал были перегружены из-за несовершенства и неподготовленности системы. Мировое здравоохранение признало, что необходимо максимально сосредоточиться на цифровизации здравоохранения для развития сектора. Во-первых, это решит такие проблемы, как доступность, недискриминация, качество и своевременность. В результате внедрения цифровых технологий в медицинские услуги, в первую очередь решается проблема нехватки медицинского персонала. По данным Всемирной организации здравоохранения [1], к 2030 году в мире будет не хватать 9,9 миллиона врачей и медсестер.
Мировое сообщество, как наиболее эффективное решение этой проблемы, пришло к общему знаменателю – цифровизации здравоохранения как на глобальном, так и на национальном уровнях. Глобальная стратегия цифрового здравоохранения на 2020–2025 годы, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), направлена на формирование общего понимания среди всех государств-членов ВОЗ важности решений в области цифрового здравоохранения и способов создания функционально совместимой экосистемы цифрового здравоохранения. Цифровыми технологиями называется платформа для интерактивных информационных технологий, используемых, в первую очередь, медицинским сообществом во всех медицинских учреждениях и организациях. К ним относятся поставщики медицинских услуг, производители медицинских приборов, органы общественного здравоохранения, медицинские вузы и научно-исследовательские институты [2]. Очевидно, что цифровизация открывает широкие возможности для решения различных проблем, характерных не только для нашей страны, но и для любого государства, например, недоступности качественной медицины в сельской местности. Поэтому параллельно с цифровизацией медицины необходимо решать и задачу обеспечения доступа к интернету всех труднодоступных и отдаленных населенных пунктов. Здесь должна быть полностью обновлена вся социально-экономическая инфраструктура, особенно медицинская.
В последние годы в Узбекистане реализованы комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, и современные информационно-коммуникационные технологии широко внедряются во все отрасли и сферы, включая государственное управление, образование, здравоохранение и сельское хозяйство. Начата реализация более 220 приоритетных проектов, направленных на совершенствование системы электронного правительства, развитие отечественного рынка программного обеспечения и информационных технологий, организацию IT-парков во всех регионах республики и обеспечение квалифицированными кадрами этой сферы. В целях ускоренного развития цифровой индустрии в республике, повышения конкурентоспособности национальной экономики, а также обеспечения реализации задач, определенных в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития на 2017–2021 годы в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики» Указом Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № УП-6079 «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мерах по ее эффективной реализации» принята Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030», разработанная Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций с участием заинтересованных министерств и ведомств, представителей науки и бизнеса, а также зарубежных экспертов.[3]
В результате реализации мер по реформированию здравоохранения республики создана современная система оказания медицинской помощи населению. В Узбекистане ведется работа по совершенствованию первичной медико-санитарной помощи: созданы сельские врачебные пункты, городские и сельские семейные врачи, проводятся масштабные работы по улучшению доступа к ней для всех слоев населения. Создана единая централизованная система экстренной медицинской помощи, совершенствуется сеть республиканских специализированных научно-практических медицинских центров, оказывающих гражданам высокотехнологичную медицинскую помощь.
Указом Президента Республики Узбекистан от 7 декабря 2018 года № УП-5590 «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан» принята Концепция развития системы здравоохранения Республики Узбекистан на 2019–2025 годы, одной из задач которой является широкое внедрение «электронных систем здравоохранения», создание комплекса информационных систем и баз данных, интегрированных на основе единых национальных стандартов. Повышение уровня знаний и использование ИКТ для развития здравоохранения обеспечивает ряд преимуществ. Во-первых, создание «электронной системы здравоохранения», основанной на единых национальных стандартах, включающей в себя комплекс информационных систем и баз данных, обеспечивающих возможность:
а) для населения:- процесс получения информации о медицинских организациях и предоставляемых ими услугах;
- информация о квалификации врачей, их опыте работы, времени приема и возможности удаленной записи на прием;
- качество предоставляемых услуг, включая деятельность медицинского персонала;
- доступ пользователей к системе через мобильные приложения;
б) для медицинских организаций и органов здравоохранения:
- преобразование учреждения в социально ориентированное;
- внедрение системы стандартизации здравоохранения;
- внедрение электронного документооборота (заполнение медицинских карт и историй болезни, выдача «электронных рецептов»);
- учет и мониторинг медицинских кадров, лекарственных средств, медицинских изделий, медицинской техники и расходных материалов;
- управление финансовыми операциями в рамках программ государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, оценка будущих расходов медицинских организаций и анализ возможных рисков;
- поддержка системы национальных счетов здравоохранения, включая медицинскую статистику, учет и отчетность; – Информационный обмен с другими медицинскими организациями и интеграция с их информационными системами;
Во-вторых, мониторинг эффективности деятельности медицинских организаций и состояния отрасли с использованием информационно-коммуникационных технологий;
В-третьих, развитие телемедицины для информационного обмена между медицинскими организациями и предоставления дистанционных медицинских и образовательных услуг (консультации, консилиумы, операции, мастер-классы и т.д.).
Для достижения целей настоящей Концепции необходимо развитие системы общественного здравоохранения и совершенствование межведомственного взаимодействия по вопросам здравоохранения[4].
Для цифровизации сферы здравоохранения и внедрения единого комплекса информационных систем, сокращения излишних процедур в процессе управления, повышения качества услуг, предоставляемых населению, обеспечения эффективности работы медицинских работников, а также полноценной реализации программ цифровой трансформации, принятых в данном направлении. В целях цифровизации сферы здравоохранения и внедрения единого комплекса информационных систем, сокращения излишних процедур в процессе управления, повышения качества услуг, предоставляемых населению, обеспечения эффективности работы медицинских работников, а также реализации программ цифровой трансформации, принятых в этом направлении, Указом Президента Республики Узбекистан от 23 февраля 2021 года № УП-5000 «О мерах по эффективной организации цифровизации в сфере здравоохранения». Данным Указом Министерство здравоохранения одобрило создание общества с ограниченной ответственностью «IT-Med» (далее – ООО «IT-Med») на базе государственного унитарного предприятия «Центр развития информационно-коммуникационных технологий при Министерстве здравоохранения:
оптимизация, рационализация, стандартизация и автоматизация процессов здравоохранения;
разработка технико-экономических показателей, концепций и другой проектной и предпроектной документации для проектов, финансируемых международными финансовыми институтами
в сфере здравоохранения;
разработка политик и стандартов в области информационных технологий и коммуникаций в медицине и фармацевтике;
интеграция информационных систем электронного здравоохранения с другими государственными информационными системами, обеспечение их внедрения и сопровождения;
внедрение международного опыта в этой области в практику путем развития бизнес-процессов и ИТ-реинжиниринга в системе здравоохранения;
привлечение инвесторов, бизнес-партнеров и аутсорсинговых услуг; внедрение единой платформы информационной системы здравоохранения (далее – Единая платформа), включающей информационные системы и программные продукты, предназначенные для расширения цифровизации здравоохранения. Согласно решению, также: С 1 января 2024 года все медицинские и фармацевтические организации республики, включая аптечные учреждения, поэтапно подключаются к Единой платформе;
ООО «IT-Med» должно постоянно участвовать в разработке и внедрении информационных систем, ресурсов и других программных продуктов в сфере здравоохранения[5]. В стране проводится серьезная работа по цифровизации медицины, и цифровизация системы здравоохранения поставлена в центр всех государственных программ, исходя из принципа всеобщего охвата населения услугами.
Развитие телемедицины в республике началось в 2000 году благодаря заслугам академика, Героя Узбекистана А.С. Абдуллаходжаева. 30 мая 2002 года Президент издал Указ «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий», а 6 июня 2002 года Кабинет Министров принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию компьютеризации и внедрению информационно-коммуникационных технологий». На основе которого, по инициативе М.С. Абдуллаходжаевой, была создана специализированная научно-техническая лаборатория телемедицины в Республиканском патологоанатомическом центре. Под руководством академика лаборатория впервые начала оказывать услуги населению с использованием возможностей телемедицины, что стало важным шагом на пути цифровизации медицины в Узбекистане. В настоящее время под цифровизацией медицины понимается
интеграция современных информационных технологий в широкий спектр медицинских процессов, в том числе в государственной и коммерческой сферах. Однако этот процесс имеет и оборотную сторону, которая может привести к утечке информации, нарушениям прав человека, прав пациентов на защиту персональных данных и соблюдению врачебной тайны. Поэтому крайне важно подходить к этой задаче максимально ответственно, налаживая межведомственное взаимодействие, сохраняя при этом развитую правовую базу. Законодательство Узбекистана пока не отвечает задачам цифровизации и нуждается в совершенствовании.
В результате изучения опыта зарубежных стран Смышляев А.В., Мельников Ю.Ю. и Артемова П.В. установили, что США и Япония являются наиболее продвинутыми в этой области. По уровню развития телемедицинских технологий США значительно опережают многие государства, при этом демонстрируя динамичный рост как социально-экономических, так и социальных показателей. По данным Американской Телемедицинской ассоциации [6], в 2017 году телемедицинские технологии активно используются в системах телемедицинской помощи для коммуникации в режиме реального времени, передачи фото- и видеоматериалов, имеющих медицинское и диагностическое значение, а также видеоотчетов пациентов. Анализ клинических показателей пациента проводится удаленно, внедрена система регулярных онлайн-консультаций «пациент-врач», а также внедряются телемедицинские технологии в целях повышения квалификации врачей в системе здравоохранения [7]. За последние 30 лет использования телемедицины в Соединенных Штатах она неизменно зарекомендовала себя как безопасный, высококачественный метод оказания помощи, удобный вариант для пациентов и врачей, а также как безопасная среда для сбора и передачи данных. Сочетание этих характеристик позволяет
определять, где и как предоставляется помощь. Используя телемедицину и виртуальную помощь, сельские общины, необеспеченные и уязвимые группы населения, а также те, кто
не может получить очную помощь, теперь могут получить доступ к медицинскому обслуживанию, обеспечивая каждому доступ к безопасной, эффективной и надлежащей помощи, где бы они ни находились и когда бы они ни нуждались в ней. Используя телемедицину, пожилые люди могут получать высококачественную, безопасную и удобную помощь, «старея на месте»
и регулярно общаясь со своими поставщиками услуг. Использование телемедицины также может повысить эффективность, снизить затраты и обеспечить большую ценность для пациентов [8].
Японское правительство также является лидером во внедрении телемедицины и имеет собственную богатую практику. В 1996 году профессор Сигекото Кайхара из Токийского университета организовал первую группу по изучению телемедицины при поддержке Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Конференция по телемедицине впервые прошла в Токио в 1997 году. JTTA (позже созданная) возникла из первоначальной исследовательской группы; в 2003 году профессор Сумио Мурасэ реорганизовал её в Специальную группу по телемедицине Японской ассоциации медицинской информатики. В 2005 году Японская ассоциация телемедицины и телемедицины (JTTA) была основана как частная организация, и в том же году ассоциация начала издавать оригинальные журналы и провела свою первую ежегодную конференцию в Такамацу. Интенсификация проектов, связанных с телемедициной, финансируемых из государственного бюджета, требовала обмена результатами и опытом в общем месте встречи. В результате первая весенняя конференция JTTA состоялась в Токио в феврале 2009 года.
По итогам обмена мнениями на конференции, в марте 2011 года были опубликованы «Руководящие принципы JTTA по телемедицине для телемедицины на дому».
В апреле 2011 года JTTA была реорганизована из частной организации в зарегистрированную. Первые выборы «новых» членов правления и совета JTTA состоялись в период с апреля по июнь 2011 года. Для продвижения телемедицины в 2012 году JTTA основала Японское общество телемедицины (JTS). В результате Японское общество телемедицины пришло к выводу о важности разделения телемедицины в соответствии с профилем пациентов и профилем диагностики и мониторинга лечения [9]. Помимо США и Японии, многие страны добились успехов в области цифровизации медицины, включая Великобританию, Германию, Австралию, Грецию, Ирландию, Испанию, Канаду, Францию, Швецию и Швейцарию. Кроме того, в настоящее время многие проекты реализуются в странах СНГ (Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Грузия, Армения, Казахстан и др.). В. Сафонов в своей диссертации, рассматривающей основные этапы формирования научных представлений о развитии цифрового общества в условиях развития цифровой среды, считает, что решение задач информатизации и преодоления цифрового неравенства является важной частью трансформации информационного общества. Включение вопросов развития глобального информационного общества в повестку дня Всемирного экономического форума в Давосе в 2000 году подтверждает это. Рассматривая проблему цифрового неравенства в контексте развития сферы медицинских услуг, он подчеркивает, что именно доступность медицинских услуг является определяющим фактором преодоления цифрового неравенства в обществе и обеспечения устойчивого социально-экономического развития регионов [10]. Обсуждения на симпозиуме ВОЗ 2019 года «Будущее цифровых систем здравоохранения в Европейском регионе» были сосредоточены на таких ключевых вопросах, как природа цифрового здравоохранения, его влияние, этические аспекты и стратегии развития. Соответственно, основные выводы конференции можно резюмировать следующим образом: 1. Наше базовое понимание того, как и где могут предоставляться медицинские услуги, меняется в связи с цифровизацией, которая ведёт к переходу к предиктивной и профилактической медицинской помощи. 2. Цифровизация систем здравоохранения — это больше, чем просто выполнение тех же действий быстрее и эффективнее. Цифровизация включает в себя: предоставление человеку центральной роли в его благополучии, определение подходов к защите прав граждан, включая информированное согласие, и использование огромного потенциала данных. 3. Предоставляя рациональные и эффективные модели предоставления качественной медицинской помощи, одинаково доступной для всех, цифровое здравоохранение играет ключевую роль в достижении всеобщего охвата услугами здравоохранения. Кроме того, для внедрения цифрового здравоохранения важно обеспечить прямую связь инвестиций с решением проблем общественного здравоохранения [11]. Таким образом, в заключение можно отметить, что развитие цифрового здравоохранения в Республике Узбекистан в контексте всеобщего охвата качественными медицинскими услугами будет играть ключевую роль в обеспечении безопасности и инклюзивности медицинских услуг [12]. Необходимы дальнейшие исследования и совершенствование развития цифрового здравоохранения как одного из наиболее динамичных институтов медицинского права. Кроме того, важным фактором, определяющим эффективность механизма, является межведомственное взаимодействие, заключающееся в использовании открытых и прозрачных механизмов взаимодействия государственных органов с академическими институтами, медицинскими учреждениями и фармацевтическими компаниями [13]. Конечно, это потребует больших усилий, могут возникнуть определенные барьеры, такие как человеческий фактор, коррупция, нехватка рабочих мест, нехватка IT-специалистов, недостаточное знание IT-технологий как со стороны медицинских работников, так и со стороны населения, особенно в регионах, удаленных от столицы. Следовательно, лучший опыт наиболее развитых стран будет передан наиболее развивающимся странам, включая США, Японию, Великобританию и Швейцарию, постоянное повышение уровня знаний и навыков медицинских работников в области ИТ-технологий, улучшение условий обучения и оснащение всех медицинских учреждений во всех регионах страны соответствующим оборудованием, создание возможностей для доступа к Интернету и соответствующих условий в отдаленных регионах [14]. Кроме того, крайне важно создание соответствующей нормативно-правовой базы для электронного здравоохранения. Необходимо разработать проект закона «О телемедицине» и внести соответствующие изменения в действующий закон. При разработке законопроекта, а также для совершенствования действующего законодательства, важно в первую очередь уделить внимание терминологическому аппарату. В Глобальной стратегии цифрового здравоохранения на 2020–2025 годы, принятой ВОЗ, «цифровое здравоохранение» определяется как «разработка и использование цифровых технологий для улучшения здоровья» [15]. По мнению Карцхии А.А., в это определение также включены цифровые потребители с более широким спектром интеллектуальных и подключенных устройств, а также другие виды цифровых медицинских услуг, такие как Интернет вещей, облачные вычисления, аналитика больших данных и искусственный интеллект, сочетающий машинное обучение и роботизацию [16].
Эффективные инструменты и механизмы реализации поставленных задач являются важнейшими факторами решения этой проблемы [17]. Развитие электронного здравоохранения в Узбекистане должно быть в центре внимания специальных рабочих групп, а также отдельных исследовательских групп по развитию телемедицины и координации работы единой экосистемы цифрового здравоохранения, в которую войдут представители Министерства здравоохранения, Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерства юстиции, образования и инноваций, Министерства финансов, правоохранительных органов, университетов, высших учебных заведений, поставщиков телекоммуникационных услуг и т. д. Цифровая революция требует динамичного развития современной медицины. Рабочим группам важно сначала оценить готовность и зрелость цифровых технологий в системе здравоохранения. Выявляя и устраняя пробелы и барьеры, на основе правовой и политической базы, важно разработать интегрированную систему цифрового здравоохранения. Однако важно помнить, что цифровизация здравоохранения — это не единичный процесс, а важнейший вспомогательный инструмент решения проблем здравоохранения.
Список литературы
1. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated October 5, 2020, No. UP-6079 “On approval of the Strategy “Digital Uzbekistan-2030”. https://lex.uz/ru/docs/5031048.
2. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan dated December 7, 2018 No. UP-5590 “On comprehensive measures to radically improve the healthcare system of the Republic of Uzbekistan” . https://lex.uz/ru/docs/4096199.
3. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan dated February 23, 2021 No. PP-5000 “On measures for the effective organization of digitalization in the field of healthcare”. https://lex.uz/ru/docs/5303920 .
4. World Health Organization [Electronic resource].–Accessed: https://www.who.int/ (date of access: 19.06.2021).
5. Gafurova N. Issues of development and legal regulation of digitalization of medicine in the Republic of Uzbekistan //J.: Lawyer herald. 2022;4(2):ISSN 2181-9416. https://doi.org/10.26739/2181-9416, https://www.yuristjournal.uz/index.php/lawyer-herald/article/view/405.
6. Gafurova N, Babaev J. Review protecting the rights of the patient as a consumer of health services: International standards and national legislation. Journal of Critical Reviews. 2020;7(1):192.
7. Gafurova N N, Oryntaev ZH. International cooperation in the fight against the pandemic caused by the COVID-19 coronavirus: foreign and national experience - Review of law sciences.
8. Global strategy on digital health 2020-2025. © World Health Organization 2021. https://www.who.int/docs/defaultsource/documents/gs4dhdaa2a9f352b0445bafbc79ca799dce4d.pdf.
9. Japanese Telemedicine and Telecare Association http://jtta.umin.jp/eng/.
10. Kartskhiya AA. Information and legal support of the digital ecosystem of healthcare. / Legal Informatics. 2021;1:14.
11. Report on the WHO symposium “The Future of Digital Health Systems in the European region”. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen, Denmark, February 6-8, 2019, p.2.
12. Safonov VV. Improving the organization of medical services in the digital environment. Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences. Simferopol – 2021.
13. Smyshlyaev AV, Melnikov Yu , Artemova PV. Foreign experience of state regulation of the use of telemedicine technologies/ Problems of economics and legal practice.2018;4:208.
14. Telemedicine: Defining medical care in the 21st century. https://www.americantelemed.org/resource/whytelemedicine.
15. Terminological handbook on electronic government/ ed. M.Y.Igityan. – M.Fund for Support of International Programs. 2017;48.
16. Yusupova F. Legal aspects of the field of tele-medicine in the Republic of Uzbekistan //Academic research in modern science.
17. Yusupova F. International mechanisms regulating medical law // SAI, 2022.- №3:25-30.
Файлы
Какова ваша реакция?






